Возврат на страницу "Методическая копилка"
Путешествие в страну Твёрдого и Мягкого Знаков (урок русского языка, 2 класс)
Сегодня мы совершим путешествие в страну Твёрдого и Мягкого Знаков
Мягкий с Твёрдым – хитрый знак.
Не сказать нам их никак:
Они не произносятся,
Но в слово часто просятся.
Перед вами карта этой страны, но пока мы видим только её очертания. А что же есть в этой стране? Может быть, горы, реки, моря, города, деревни? Мы сможем нарисовать карту, выполнив задания Твёрдого и Мягкого Знаков
Итак, в стране живут Твёрдый и Мягкий Знаки, они родные братья. На первый взгляд, они очень похожи – такие кругленькие, такие маленькие. Правда, у одного из них была пышная чёлка. Как же он этим гордился! И при каждом удобном случае подчёркивал своему младшему брату: «Я – старший. У меня особый знак – чёлка. Так что ты во всём должен меня слушаться!» Что касается послушания, так об этом младшему брату не стоило и напоминать: по своему характеру он был очень тихий, скромный, застенчивый, искренний, отзывчивый. Одним словом, полностью оправдывал своё имя.
Кто же был старший брат? А кто младший?
1. Однажды они поспорили, в какой части слова они могут стоять?
Твёрдый знак считал: «Я самый главный! Я должен стоять первым в слове! Все буквы должны мне подчиняться».
Прав ли Твёрдый Знак?
- Чтобы нас не путали, мы должны стоять в разных частях слова, - сказал Мягкий знак.
Задание: выберите части слова, в которых или после которых могут стоять разделительные ь и ъ знаки.
Разделительный ь |
Разделительный ъ |
Приставка М Корень С Суффикс Е Окончание А |
Приставка Л Корень Г Суффикс О Окончание Р |
Напротив выбранных слов написаны буквы, составьте из них слово и догадайтесь, что есть в стране Твёрдого и Мягкого Знаков. Нарисуйте этот объект на карте
Итак, Знаки договорились, что Мягкий Знак будет стоять в корне, и в суффиксе. Твёрдый Знак – на стыке приставки и корня, после согласных перед гласными.
2. Путешествуем дальше
панц_р_, ол_ха, в_езд, уч_тел_, гост_я, дож[т]__, раздол_е радост_, раз_яснение, ал_бом, гал_ка, _лад_и, друз_я, ре[т]_ка, _жерел_е, об_едение
Задание: Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, группируя их в столбики (столбиков должно быть четыре, почему?) В зависимости от места и роли мягкого знака.
- Какую работу выполняет ь знак?
Из первых букв слов каждого столбика составьте слова и нарисуйте объекты на карте
Разделительный ь |
Ь – показатель мягкости согласного в середине слова |
Ь – показатель мягкости согласного на конце слова |
Разделительный ъ |
Гостья Раздолье Оладьи Друзья Ожерелье |
Галька Ольха Редька Альбом |
Дождь Учитель Радость Панцирь |
Въезд Объедение Разъяснение |
3. А сейчас Твёрдый Знак решил отдохнуть, а Мягкий Знак предлагает узнать, что ещё есть в их стране, с помощью Толкового словаря
Задание: найдите в Толковом словаре все слова с разделительным мягким знаком, выпишите их. Они вам подскажут, что за природные объекты есть в стране и кто недавно был у них в гостях.
(Река и море. А в гостях был Илья Муромец)
Нарисуйте на карте новые объекты.
Итак, давайте перечислим, чем богата страна Твёрдого и Мягкого Знаков?
В ней есть лес, город, гора, пруд, ров, река и море.
Домашнее задание: придумайте названия этих объектов, постарайтесь, чтобы в названиях были ь или ъ знаки. Подпишите названия на карте.
Страна Твёрдого и Мягкого Знаков