Возврат на страницу "Методическая копилка"
Занятие по правилам дорожного движения
«Наши верные друзья на улицах и дорогах»
1 класс
Цель занятия:
Наглядные пособия:
Комплект моделей светофоров: трехсекционный, пешеходный с двумя сигналами;
Плакаты с сигналами регулировщика;
Цветные плакаты с изображением дорожных знаков;
Карта-схема класса.
Ход занятия:
С каждым годом на улицах и дорогах появляется всё больше машин. Чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, чтобы всем было удобно и безопасно, на помощь приходят дорожные знаки и сигналы, регулирующие движение на улицах и дорогах. О них мы и поговорим сегодня.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
? О чем говорится в этом стихотворении? О светофоре.
Светофор помогает водителям и пешеходам, он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. Надо хорошо знать, как действует светофор.
О работе светофора хорошо сказал поэт Сергей Михалков:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движения.
Вот трехсекционный светофор
(показать модель).
Он применяется для машин и пешеходов. Расположение цветов всегда одинаково: сверху вниз красный, желтый, зеленый.
? Как вы думаете, почему выбраны именно такие цвета?
Красный – его заметнее, это цвет опасности, огня, пожара. Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.
Желтый – предупреждающий цвет. Напоминает солнышко, предупреждает: «Внимание! Будь осторожен. Не торопись!»
Зеленый – цвет травы, луга, леса. Всё, что связано с покоем и отдыхом. Это безопасность.
Некоторые светофоры предупреждают, что время сигнала истекает, сигнал начинает мигать.
Светофоры бывают разные. Есть светофоры только для пешеходов, у них только два сигнала: красный и зеленый. На этих светофорах могут быть изображены человечки – неподвижный красный и идущий зеленый. На некоторых пешеходных светофорах изображения человечков нет. Есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» и красный с надписью «Стойте».
(показать модели)
Иногда светофоры ломаются. Тогда на помощь приходят регулировщики.
Посмотрите, какой сигнал регулировщика какому сигналу светофора соответствует.
(показать плакаты с сигналами регулировщика)
Почему светофор называется светофором?
Слово состоит из двух частей: «свет» и «фор».
Слово «фор» произошло от греческого «форос», что значит «несущий» или «носитель».
А всё вместе «светофор» - «носитель света».
? При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
? Для кого предназначены светофоры с изображенными на них человечками?
? Что означает мигающий сигнал светофора?
У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой с другой, второй – красной бумагой с одной и желтой с другой стороны. Проводятся параллельные линии (можно мелом на полу), одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица».. игроки становятся за одной чертой.
Условия игры: когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – остаются на месте. Ведущий чередует цвета. Если он взмахнул кружком один раз – надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два – два шага. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который первым перейдет «улицу».
Еще на дороге нам помогают дорожные знаки. Мы будем изучать не все из них.
У вас в руках карта нашего класса. Внимательно изучите ее. Определитесь, где на карте показаны окна, дверь, парты, шкафы, стол учителя, доска и т.д.
Условными значками – кружок с номером – показаны места, где спрятались дорожные знаки. Вам надо найти все знаки по порядку номеров на карте.
Учитель заранее прячет знаки по классу, участвует в поиске вместе с ребятами, объясняет назначение каждого найденного знака.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все найденные дорожные знаки делятся между всеми ребятами. Учитель читает стихотворение-загадку. Нужно отгадать название знака, найти его и показать всем ребятам. Тем самым еще раз повторяются изученные знаки.
Загадки:
1.Этот знак для пешехода, Он на месте перехода («Пешеходный переход») |
|
2.В круглом знаке «человек» Перечеркнут красным – Значит бегать напрямик Очень здесь опасно. Увидишь знак такой и знай: Будь осторожен, не зевай. А скажет этот знак одно: … («Движение пешеходов запрещено») |
|
3.В треугольнике, ребята, Человек стоит с лопатой, Что-то роет, строит что-то. Здесь…(«Дорожные работы») |
|
4.Двое: школьница и школьник Забежали в треугольник. И шофёр, и все на свете Понимают: близко … («Дети») |
|
5.Появился перед вами Умный знак. Судите сами: «Нет» для въезда, выезд – «да», Запрещается туда. («Въезд запрещен») |
|
6.Человечек в синем круге – Это ясно всей округе: Здесь машины не пойдут, Пешеходы – в добрый путь. («Пешеходная дорожка») |
|
7.Я знаток дорожных правил, Я машину здесь поставил На стоянке у ограды. Отдыхать ей тоже надо. («Место стоянки») |
|
8.Водитель! Впереди – Пост ГАИ («Пост ГАИ») |
|
9.Здесь под елкой за столом Побеседуем вдвоем («Место отдыха») |
|
На полу класса заранее мелом нарисованы улицы, перекрестки, пешеходные переходы. Точно так же они показаны на карте-схеме класса. Также на карте с помощью картинок показано, где находятся пешеходная дорожка (картинка с пешеходом), велосипедная дорожка (мальчик на самокате), школа. Находим, где всё это будет в классе. Например, велосипедная дорожка – ряд между партами и окнами, пешеходная дорожка – между двумя рядами парт, школа – стол учителя (рядом со школой – пешеходный переход).
Задание 1: Расставьте картинки с изображениями дорожных знаков и разных видов светофоров в нужных местах класса.
Например, «Въезд запрещен» - у пересечения дороги с пешеходной дорожкой, «Дети» - у школы, «Место стоянки» - у стенного шкафа, «Дорожные работы» - у двери класса, «Автозаправочная станция» - у доски и т.д.
? Куда расставим знаки «Перевозка детей» и «Учебное транспортное средство»? Никуда, т.к. они прикрепляются на транспортное средство.
Задание 2: Выберите, кем вы будете на дороге – пешеходом, водителем (тогда можете взять себе знак «Перевозка детей» или «Учебное транспортное средство»), а, может, регулировщиком на нерегулируемом перекрестке (можно взять картинки с изображением сигналов регулировщика) или светофором (перекресток со светофором обозначен на карте, возьмите в руки цветные кружки – из игры «Перейти улицу»).
Будем двигаться по дороге по правилам.
Дети играют в дорогу, подчиняются сигналам светофора и регулировщика, выполняют предписания дорожных знаков.
Контрольные вопросы:
? Как располагаются сигналы в трехсекционном светофоре?
? Почему запрещающие знаки обозначены красным цветом?
? Что означает знак «Дети». Где он устанавливается?
Используемая литература: