Возврат на страницу "Методическая копилка"

 

Мы и наши имена

Цель:

  1. сообщить детям начальные сведения об именах, структуре имени, составе русского именинника;
  2. Показать функцию имен в обществе;
  3. Познакомить учащихся с этикетом знакомства;
  4. Совершенствовать культуру общения со взрослыми сверстниками.

 

Ход беседы.

 

-Дорогие ребята! Сегодня мы побеседуем об именах. У каждого  из вас есть имя, правда? А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

 - Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей. 

- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!»Культурно ли так обращаться к сверстниками? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это некультурно, и не надо отзываться, если кто-то  зовет вас таким образом. Это обидно, оскорбительно  и очень невежливо. Но могут быть такие случаи, когда вы захотите к  кому-то обратиться, а имени не знаете. Как вы поступите в этом случае?

-Надо спросить имя, познакомиться.

-Верно, хорошо. А вы умеете  знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?

 

Учитель вызывает двух учеников (желательно более активных ) и предлагает им узнать друг у  друга имя

 

     -Как тебя зовут?

     - Меня зовут Саша. А тебя как зовут?

     - А меня зовут Вова.

 

     - Все хорошо, ребята, имя вы узнали. Но, к сожалению, показали себя не очень вежливыми. Во-первых, если  вы хотите показать свое желание познакомиться, то надо, наверное, улыбнуться партнеру, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так. Кто подскажет, как правильно называть себя? (Александр, Владимир.) И в-третьих, русские люди после знакомства  обязательно  скажут: «Очень  приятно было с вами ( с тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно». Давайте-ка попробуем еще раз, но уже без ошибок.

 

Как показывает практика, в процессе этой игры дети могут смеяться, смущаться, это не беда. Этикет знакомства, такой для них не привычный, должен быть усвоен как можно раньше.

 

На доске можно заранее написать фразы этикета знакомства.

Я очень хочу с тобой(с вами) познакомиться. Мне хочется с тобой познакомиться. Давай познакомимся! И др.

 

       Ответные реплики могут быть такие:

Рад нашему знакомству. Сердечно рад с тобой (с вами) познакомиться .И др.

 

-И еще, ребята, важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать ее, Если знакомятся девочка и мальчик, то первой руку подает девочка.

Можно еще раз проиграть сцену знакомства с введением новых формул знакомства и жестов.

 

-Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Вот послушай стихотворение. Оно называется «Сколько имен у подружки, у Оли?» Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имен?»

 

Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут,

Ольга зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подруги моей?

- Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы – это вариант, полное имя – какое?

- Ольга.

- Верно, так ее называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему папа, мама и тетя, родственники, называют ее: Олечка, Олюшка?

- Правильно, потому, что они любят ее.

- Да, это ласкательные формы. Вспомните, как ласково называют вас ваши родители, бабушки и дедушки. А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Петька», «Танька», «Сашка»? Я, думаю, нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек не воспитанный.

  Итак, ребята, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени?

 

Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберете к нему неполные формы. Их ведь несколько, да?

А потом, наоборот я напишу неполную форму, а вы подберете к нему полную форму.

 

1. Екатерина – Катя, Катюша, Катенька, Катюшка.

   Людмила – Люда, Людочка, Мила, Милочка, Людмилка, Люся.

  Елена – Лена, Леночка, Аленка, Аленушка.

  Сергей – Сережа, Сереженька, Сережечка.

  Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка.

 

2. Яша, Яшенька – Яков.

   Тема, Темочка – Артем.

   Коля, Николенька, Колечка – Николай.

   Настенька, Настюша – Анастасия.

   Леша, Лёшенька – Алексей.

   Леня, Ленечка – Леонид.

- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из хорошо вам известной сказки и  скажите, как называется сказка и как зовут главного героя?

 

- Отрывок из сказки «По щучьему веленью».

 

- А что это за имя такое – Емеля? Как полная форма звучит? Емельян. Да, ребята, это имя раньше очень часто употреблялось у русских людей. Например, так звали предводителя народного восстания Пугачева. А сейчас часто называют этим именем? Да, редко. Оно почти вышло из употребления. А жаль. Правда? Давайте вспомним, прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицы, а вы называйте имя. Хорошо если бы вы сказали и полную форму.

 

   По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семен, Тимофей).

  Туги орешки Терешке  (Терентий).

  Про горького Егорку поют и песню горьку (Егор).

 

- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок  (Иван, Марья.) Много мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их еще называют «тезками». Много ли тёзок у нас в школе и детском саду? Как в этом случае различать людей?

- По фамилии.

- Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени?

- Фамилия одинаковая у родственников: у папы, мамы, бабушки и т.д.

- Правильно, фамилия – это семейное имя, оно объединяет родственников. Давайте еще раз вернемся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно называть только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Вань и Татьян, то назовите не только имя, но и фамилию. А теперь, ребята, я хочу познакомить вас еще с одной формой русского этикета: знакомство с посредником. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу.

 

(вызываются три ученика, один будет посредником и познакомит двух других).

 

Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и , пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам очень приятно было познакомиться.

 

 

 

Фразы этикета знакомства с помощью посредника:

Посредник: Я хочу познакомить тебя со своим одноклассником (другом, братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей.

Позволь познакомить тебя…

Посредник может сказать только первую фразу (разрешите познакомить вас…), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят: Очень приятно.

 

 - Ну, ребята, вижу, что вы уже усвоили этикет знакомства и теперь у вас не будет трудностей, когда вы захотите узнать чье-то имя и фамилию. А теперь подумайте: у русского имени только две части – имя  и фамилия – или есть еще часть?

- Есть. Отчество.

- Конечно, у русских есть еще отчество. Кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? От  слова отец, это имя отца, включенное в ваше полное имя. А теперь пусть каждый назовет свое имя полностью.

 

- Ребята, почему вы улыбаетесь, когда называете свое полное имя? Называют ли маленьких детей по имени и отчеству? А кого называют только по имени и отчеству? Почему?

- По имени и отчеству называют пожилых, уважаемых людей, чтобы выразить им свое уважение, почтение.

- верно, это вы знаете. А вот знаете ли вы, что , здороваясь со взрослым, надо тоже называть его по имени и отчеству? Например, идете, а навстречу учительница или воспитательница из соседнего класса. И представьте, некоторые ученики говорят просто здравствуйте, хотя прекрасно знают и имя, и отчество учительницы или воспитательницы. А как бы вы познакомились?

- Здороваясь, надо называть учителя по имени и отчеству.

- Вот это хорошо, сразу видно, что здоровается воспитанный и вежливый человек. Если сегодня хорошо слушали, то я уверена, что вы стали более образованными и вежливыми.

 

 

 

В конце беседы можно прочитать отрывок из рассказа Л.Пантелеева «На ялике» и спросить детей, почему маленького мальчика звали по имени и отчеству, как взрослого человека.

 

Ребята отвечают, что его уважали, он был храбрый, делал важное дело: провозил людей через реку, даже под обстрелом.

 

- Да, ребята, как видите, не только от возраста зависит, как вас будут называть: только по имени или по имени и отчеству. Вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называют по имени: Саша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька.

Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих.

 

Но, я, надеюсь, что вы вырастете достойными и уважаемыми людьми,  и к вам будут обращаться только по имени и отчеству.


 

 

Возврат на страницу "Методическая копилка"