Возврат на страницу "Методическая копилка"

 

Путешествие в страну Твёрдого и Мягкого Знаков (урок русского языка, 2 класс)

 

Сегодня мы совершим путешествие в страну Твёрдого и Мягкого Знаков

Мягкий с Твёрдым – хитрый знак.

 Не сказать нам их никак:

 Они не произносятся,

 Но в слово часто просятся.

 

Перед вами карта этой страны, но пока мы видим только её очертания. А что же есть в этой стране? Может быть, горы, реки, моря, города, деревни? Мы сможем нарисовать карту, выполнив задания Твёрдого и Мягкого Знаков

 

Итак, в стране живут Твёрдый и Мягкий Знаки, они родные братья. На первый взгляд, они очень похожи – такие кругленькие, такие маленькие. Правда, у одного из них была пышная чёлка. Как же он этим гордился! И при каждом удобном случае подчёркивал своему младшему брату: «Я – старший. У меня особый знак – чёлка. Так что ты во всём должен меня слушаться!» Что касается послушания, так об этом младшему брату не стоило и напоминать: по своему характеру он был очень тихий, скромный, застенчивый, искренний, отзывчивый. Одним словом, полностью оправдывал своё имя.

Кто же был старший брат? А кто младший?

 

1. Однажды они поспорили, в какой части слова они могут стоять?

Твёрдый знак считал: «Я самый главный! Я должен стоять первым в слове! Все буквы должны мне подчиняться».

Прав ли Твёрдый Знак?

- Чтобы нас не путали, мы должны стоять в разных частях слова, - сказал Мягкий знак.

 

Задание: выберите части слова, в которых или после которых могут стоять разделительные ь и ъ знаки.

Разделительный ь

Разделительный ъ

Приставка                              М

Корень                                    С

Суффикс                                 Е

Окончание                              А

Приставка                              Л

Корень                                    Г

Суффикс                                 О                                

Окончание                               Р

 

Напротив выбранных слов написаны буквы, составьте из них слово и догадайтесь, что есть в стране Твёрдого и Мягкого Знаков. Нарисуйте этот объект на карте

Итак, Знаки договорились, что Мягкий Знак будет стоять в корне, и в суффиксе. Твёрдый Знак – на стыке приставки и корня, после согласных перед гласными.

 

2. Путешествуем дальше

панц_р_,  ол_ха,  в_езд, уч_тел_,  гост_я,  дож[т]__,  раздол_е радост_,  раз_яснение,  ал_бом,  гал_ка,  _лад_и,  друз_я,  ре[т]_ка,  _жерел_е,  об_едение

 

Задание: Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, группируя их в столбики (столбиков должно быть четыре, почему?) В зависимости от места и роли мягкого знака.

- Какую работу выполняет ь знак?

Из первых букв слов каждого столбика составьте слова и нарисуйте объекты на карте

Разделительный ь

Ь – показатель мягкости согласного в середине слова

Ь – показатель мягкости согласного на конце слова

Разделительный ъ

Гостья

Раздолье

Оладьи

Друзья

Ожерелье

Галька

Ольха

Редька

Альбом

Дождь

Учитель

Радость

Панцирь

Въезд

Объедение

Разъяснение

 

3. А сейчас Твёрдый Знак решил отдохнуть, а Мягкий Знак предлагает узнать, что ещё есть в их стране, с помощью Толкового словаря

Задание: найдите в Толковом словаре все слова с разделительным мягким знаком, выпишите их. Они вам подскажут, что за природные объекты есть в стране и кто недавно был у них в гостях.

(Река и море. А в гостях был Илья Муромец)

Нарисуйте на карте новые объекты.

Итак, давайте перечислим, чем богата страна Твёрдого и Мягкого Знаков?

В ней есть лес, город, гора, пруд, ров, река и море.

Домашнее задание: придумайте названия этих объектов, постарайтесь, чтобы в названиях были ь или ъ знаки. Подпишите названия на карте.

 

 

Страна Твёрдого и Мягкого Знаков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат на страницу "Методическая копилка"