Возврат на страницу "Методическая копилка"

 

Занятие по правилам дорожного движения

«Наши верные друзья на улицах и дорогах»

1 класс

 

Цель занятия:

  1. Объяснить учащимся, для чего служат светофоры, последовательность расположения сигналов светофора;
  2. Познакомить учащихся с различными видами светофоров: трехсекционным, пешеходным;
  3. Научить переходить улицу по зеленому сигналу светофора;
  4. Познакомить учащихся с дорожными знаками, их названием и назначением.

 

Наглядные пособия:

Комплект моделей светофоров: трехсекционный, пешеходный с двумя сигналами;

Плакаты с сигналами регулировщика;

Цветные плакаты с изображением дорожных знаков;

Карта-схема класса.

 

Ход занятия:

  1. Беседа о светофоре.

С каждым годом на улицах и дорогах появляется всё больше машин. Чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, чтобы всем было удобно и безопасно, на помощь приходят дорожные знаки и сигналы, регулирующие движение на улицах и дорогах. О них мы и поговорим сегодня.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

? О чем говорится в этом стихотворении? О светофоре.

Светофор помогает водителям и пешеходам, он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. Надо хорошо знать, как действует светофор.

О работе светофора хорошо сказал поэт Сергей Михалков:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движения.

Вот трехсекционный светофор

(показать модель).

Он применяется для машин и пешеходов. Расположение цветов всегда одинаково: сверху вниз красный, желтый, зеленый.

? Как вы думаете, почему выбраны именно такие цвета?

Красный – его заметнее, это цвет опасности, огня, пожара. Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.

Желтый – предупреждающий цвет. Напоминает солнышко, предупреждает: «Внимание! Будь осторожен. Не торопись!»

Зеленый – цвет травы, луга, леса. Всё, что связано с покоем и отдыхом. Это безопасность.

 

Некоторые светофоры предупреждают, что время сигнала истекает, сигнал начинает мигать.

Светофоры бывают разные. Есть светофоры только для пешеходов, у них только два сигнала: красный и зеленый. На этих светофорах могут быть изображены человечки – неподвижный красный и идущий зеленый. На некоторых пешеходных светофорах изображения человечков нет. Есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» и красный  с надписью «Стойте».

(показать модели)

Иногда светофоры ломаются. Тогда  на помощь приходят регулировщики.

Посмотрите, какой сигнал регулировщика какому сигналу светофора соответствует.

(показать плакаты с сигналами регулировщика)

Почему светофор называется светофором?

Слово состоит из двух частей: «свет» и «фор».

Слово «фор» произошло от греческого «форос», что значит «несущий» или «носитель».

А всё вместе «светофор» - «носитель света».

? При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

? Для кого предназначены светофоры с изображенными на них человечками?

? Что означает мигающий сигнал светофора?

 

  1. Игра «Перейти улицу».

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой с другой, второй – красной бумагой с одной и желтой с другой стороны. Проводятся параллельные линии (можно мелом на полу), одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица».. игроки становятся за одной чертой.

Условия игры: когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – остаются на месте. Ведущий чередует цвета. Если он взмахнул кружком один раз – надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два – два шага. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который первым перейдет «улицу».

 

  1. Путешествие по классу – поиск и изучение дорожных знаков.

Еще на дороге нам помогают дорожные знаки. Мы будем изучать не все из них.

У вас в руках карта нашего класса. Внимательно изучите ее. Определитесь, где на карте показаны окна, дверь, парты, шкафы, стол учителя, доска и т.д.


 

Условными значками – кружок с номером – показаны места, где спрятались дорожные знаки. Вам надо найти все знаки по порядку номеров на карте.

Учитель заранее прячет знаки по классу, участвует в поиске вместе с ребятами, объясняет назначение каждого найденного знака.

 

  1. «Дети» - предупреждающий знак – предупреждает водителей о возможности появления детей на проезжей части, но не указывает на место перехода, устанавливается вблизи школ или других детских учреждений

  1. «Дорожные работы» - предупреждающий

  1. «Въезд запрещен» - запрещающий – движение транспорта в этом месте запрещается, это знак для водителей

  1. «Движение на велосипеде запрещено» - запрещающий

  1. «Движение пешеходов запрещено» - запрещающий

  1. «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» - разрешающие

  1.  «Пешеходный переход» - указывающий – обозначает переход через улицу или дорогу

 

  1. «Место отдыха» - знак сервиса (обслуживания)

  1. «Место стоянки» - знак сервиса

  1. «Автозаправочная станция», «Пост ГАИ» - знаки сервиса

  1. «Перевозка детей», «Учебное транспортное средство» - опознавательные знаки

 


 
  1. Игра «Отыщи нужный знак»

Все найденные дорожные знаки делятся между всеми ребятами. Учитель читает стихотворение-загадку. Нужно отгадать название знака, найти его и показать всем ребятам. Тем самым еще раз повторяются изученные знаки.

Загадки:

1.Этот знак для пешехода,

Он на месте перехода («Пешеходный переход»)

2.В круглом знаке «человек»

Перечеркнут красным –

Значит бегать напрямик

Очень здесь опасно.

Увидишь знак такой и знай:

Будь осторожен, не зевай.

А скажет этот знак одно:

… («Движение пешеходов запрещено»)

3.В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой,

Что-то роет, строит что-то.

Здесь…(«Дорожные работы»)

4.Двое: школьница и школьник

Забежали в треугольник.

И шофёр, и все на свете

Понимают: близко … («Дети»)

5.Появился перед вами

Умный знак. Судите сами:

«Нет» для въезда, выезд – «да»,

Запрещается туда. («Въезд запрещен»)

6.Человечек в синем круге –

Это ясно всей округе:

Здесь машины не пойдут,

Пешеходы – в добрый путь. («Пешеходная дорожка»)

7.Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды.

Отдыхать ей тоже надо. («Место стоянки»)

8.Водитель! Впереди –

Пост ГАИ («Пост ГАИ»)

9.Здесь под елкой за столом

Побеседуем вдвоем («Место отдыха»)


 
  1. Игра «Мы и дорога»

 

На полу класса заранее мелом нарисованы улицы, перекрестки, пешеходные переходы. Точно так же они показаны на карте-схеме класса. Также на карте с помощью картинок показано, где находятся пешеходная дорожка (картинка с пешеходом), велосипедная дорожка (мальчик на самокате), школа. Находим, где всё это будет в классе. Например, велосипедная дорожка – ряд между партами и окнами, пешеходная дорожка – между двумя рядами парт, школа – стол учителя (рядом со школой – пешеходный переход).

Задание 1: Расставьте картинки с изображениями дорожных знаков и разных видов светофоров в нужных местах класса.

 

Например, «Въезд запрещен» - у пересечения дороги с пешеходной дорожкой, «Дети» - у школы, «Место стоянки» - у стенного шкафа, «Дорожные работы» - у двери класса, «Автозаправочная станция» - у доски и т.д.

? Куда расставим знаки «Перевозка детей» и «Учебное транспортное средство»? Никуда, т.к. они прикрепляются на транспортное средство.

 

Задание 2: Выберите, кем вы будете на дороге – пешеходом, водителем (тогда можете взять себе знак «Перевозка детей» или «Учебное транспортное средство»), а, может, регулировщиком на нерегулируемом перекрестке (можно взять картинки с изображением сигналов регулировщика) или светофором (перекресток со светофором обозначен на карте, возьмите в руки цветные кружки – из игры «Перейти улицу»).

Будем двигаться по дороге по правилам.

Дети играют в дорогу, подчиняются сигналам светофора и регулировщика, выполняют предписания дорожных знаков.

 

Контрольные вопросы:

? Как располагаются сигналы в трехсекционном светофоре?

? Почему запрещающие знаки обозначены красным цветом?

? Что означает знак «Дети». Где он устанавливается?

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: АСТ, 1997
  2. Бабина Р.П. Азбука дорожной безопасности. Учебное пособие для учащихся 1 класса. - М.: АСТ, 1997
  3. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для учащихся начальной школы (1-4 классов). - М.: АСТ, 1997
  4. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: АСТ, 1997
  5. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Иллюстративный материал к методическому пособию для учителя. - М.: АСТ, 1997

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат на страницу "Методическая копилка"